«Переход» и живопись

25 Май

«Переход» и живопись

Ранее я уже публиковала эту свою сказку. Сейчас я предлагаю ее вам в сочетании с картинами современных художников, как мне кажется, звучащими в резонансе с ней. Может быть, в этом варианте эта история затронет другие струны и зазвучит в вашей душе по-новому.

 

Я стояла на набережной реки Разделения и глядела на воду. В ней отражались два города, расположенных на ее берегах, и создавали картину, как будто написанную художником в разные периоды его жизни: отражение одного города было тусклого серого цвета, другого — светлого, яркого.

Два города – Негативус и Позитивус — как два мира.

302588[1]

 

 

 

 

 

 

 

Их соединял мост Перехода – перехода из одного мира в другой.

302599[1]

 

 

 

 

 

 

 

Мост тоже был двухцветным: со стороны Позитивуса он был выложен светлым булыжником, со стороны Негативуса – темно-серым. В середине моста цвета булыжника переплетались, образовывая причудливый узор — как и жизнь, в которой печаль сменяется радостью, одни события следуют за другими, складываясь в ткань судьбы.

Позитивус, в котором я теперь живу, стоит на холме, и с его высоты хорошо просматривается Негативус, расположенный на равнине. Позитивус выстроен из светлого камня и светится на солнце, а жители города одеваются в красочные одежды, поэтому издалека кажется, что город переливается всеми цветами радуги.

0_c379c_5c203954_XXL

 

 

 

 

 

 

 

В отличие от него, Негативус выглядит тускло, понуро: здания его выстроены из унылого темно-серого камня, местами сменяющегося камнем мрачного черного цвета; мостовые выложены неприветливым серым булыжником. В воздухе висит промозглая беспросветная мгла, мгла  безнадежности – состояния, которое можно назвать «Выхода нет, и надежды – тоже нет». И даже если говорят, что выход есть всегда и надежду терять нельзя, здесь, во мгле Негативуса, его не нащупать, поэтому и не верится, что он существует.

Небо над городом всегда покрыто плотными тучами, сквозь которые не пробиваются лучи солнца. В воздухе чувствуется повышенная влажность. Здесь всегда пасмурно и часто моросит дождь. Или, может быть, это – невыплаканные слезы горожан?

Нередко наплывает липкий вязкий туман; люди пробираются сквозь него, словно сквозь густой кисель – с усилием преодолевая шаг за шагом. Сохраняется ощущение, что этот туман соткан из мыслей жителей города: «выхода нет»…, «выхода нет…», «ничего хорошего в жизни тоже нет и быть не может»…

В городе, практически, нет растений, не слышно пения птиц. Правда, тут и там летают вороны и часто раздается их карканье – единственный живой звук.

На башне городской площади ежечасно бьет колокол, отмеряя безвозвратно ушедшее время: жизнь проходит…, жизнь проходит мимо…, мимо…, мимо тебя…

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

 

 

 

 

 

 

… Иногда я прихожу на набережную, смотрю на Негативус, вспоминаю свою жизнь в нем и думаю: какое это необыкновенное облегчение – сбросить с себя тяжесть негативных мыслей!

0NDY3LWIz[1]

 

 

 

 

 

 

 

Они прижимают к земле, не дают поднять голову, свободно дышать… Перед моими глазами встает эта мрачная картина, а по телу бежит холодок… Неживой город. Город-тень.

Здесь никто никуда не спешит. Да и куда спешить? К естественному и печальному концу? Так он и так неизбежен – чуть раньше, чуть позже… Да и жизнь ли это – когда все плохо… Не жизнь – тень жизни: просто автоматическое выполнение того, что положено. Как заведенные часы.

Жители Негативуса носят длинные темно-серые накидки с накинутыми на голову капюшонами. На носу – особые очки: бОльшая часть линз увеличивает все плохое, меньшая часть уменьшает хорошее. Каждый погружен в свои печальные мысли и не замечает ничего вокруг; головы склонены под невидимым грузом невеселых дум, а взгляд направлен вниз – словно в поисках чего-то утраченного. Утраченной опоры?.. Или надежды?… Люди-тени…

pa_108[1]

 

 

 

 

 

 

 

Иногда горожане собираются в кучки по несколько человек и тихо беседуют. Настолько тихо, что идущие мимо прохожие не могут расслышать слова. Но все и так знают, о чем идет разговор: тема всегда одна – собеседники жалуются друг другу на то, как в их жизни все плохо; что их никто не понимает, не может оценить по достоинству; как плохо к ним относятся близкие; как им не везет,

Иногда разговор оживляется – когда начинают обсуждать тех, кого они не причисляют к своему кругу, с презрением отмечая, насколько те хуже их. А если эти, на их взгляд, недостойные, получают от жизни подарки, они с возмущением задаются вопросами: «За что это тем так повезло? Чем это они, а не мы, заслужили?». На их взгляд, это полная несправедливость.

ZGEwLThjY[1]

 

 

 

 

 

 

 

А затем они снова возвращаются к обсуждению негатива своей жизни, смакуя каждое событие, каждый поступок окружающих, с чувством удовлетворения констатируя, что они сами – гораздо лучше, достойнее всех остальных.

Но при этом в их глазах бьется едва заметное сомнение: если это так, то почему их жизнь не складывается лучше?… Поскольку ответа они не находят, им остается только одно: втоптать в грязь других, чтобы на их фоне почувствовать свое превосходство. Это – единственная приятность в их жизни.

По мере беседы вокруг них сгущается непроглядный туман. Насыщаясь их негативными мыслями и эмоциями, он превращается в огромные капли, замерзающие прямо на глазах и градом просыпающиеся им на голову, будто стучась: «Очнитесь! Мир состоит не только из плохого!».

Но люди-тени не слышат этого, или – не хотят слышать? — и оживленно отмечают: «Ну, вот, и природа против нас. Все, как всегда». И, довольные собой и тем, что все по-прежнему, расходятся по своим унылым домам.

Иногда они посматривают на Позитивус и с высокомерием говорят:

— Ну, чему можно радоваться, когда все так плохо?!

Правда, некоторые из них задерживают шаг и, удостоверившись, что в привычной для Негативуса мгле их никто не видит, устремляются к набережной Неверия в Лучшее. Стоя там и глядя на Позитивус, они задаются вопросом: неужели можно жить иначе?

302592[1]

 

 

 

 

 

 

 

Кое-кто из них даже подходит к мосту Перехода и пытается разглядеть этот странный, на их взгляд, город, в котором все почему-то радуются.

0_c3764_82cb52fb_XL

 

 

 

 

 

 

 

В этот момент что-то тихо шевелится в их душе; настолько тихо, что услышать этот голос затруднительно, а уж разобрать слова и вовсе невозможно. Душа как-то непривычно трепещет, словно внутри оживает мелодичный колокольчик, своим тихим звоном напоминая о чем-то давно забытом…

302594[1]

 

 

 

 

 

 

 

Постояв здесь некоторое время, горожанин со вздохом поворачивает обратно. Его голова снова склоняется, спина снова сутулится, а взгляд снова ищет на дороге что-то давно потерянное…

Иногда кто-нибудь даже решается сходить в Позитивус – посмотреть, как же можно жить иначе, чем они? Гости ходят по светлым улицам и площадям города с характерным для них вечно недовольным выражением лица, глядя на бурлящую жизнь свысока и обмениваясь слегка презрительными ухмылками: нет, жителям Позитивуса никогда не понять, какое это неописуемое наслаждение – копаться в негативе вновь и вновь! Ведь негативное событие можно обсуждать до-олго, рассматривать со всех сторон, смаковать, вызывать у окружающих жалость к себе… И купа-аться, купа-аться в этом ощущении…

39866357_1221752264_1200604919_2fbb78e70eda[1]

 

 

 

 

 

 

 

А радость? Ну, порадовался недолго и все.

И гости возвращаются в Негативус с убеждением: эта жизнь – не для них.

Порой в Негативус приходят жители Позитивуса – когда появляется необходимость побыть наедине с собой, пережить какое-то горе или неприятности: Негативус со своей тишиной как нельзя лучше подходит для этого.

29155830_John_Atkinson_Grimshaw[1]

 

 

 

 

 

 

 

Тогда гости селятся на некоторое время на Острове Печали – так называется этот район города – и надевают поверх своих ярких одежд традиционные для Негативуса серые накидки — как символ периода печали.

pa_103[1]

 

 

 

 

 

 

 

Здесь они выплескивают свою боль и отчаяние по невозвратной потере, или тихо оплакивают ушедшее прошлое. Для них – это время очищения и отпускания.

Когда этот ритуал приближается к завершению и гости готовятся к возвращению в Позитивус, они выходят на улицы Негативуса и оживляют его тихое, застоявшееся течение жизни – делятся своими рассказами о жизни в Позитивусе:

pa_087[1]

 

 

 

 

 

 

об ощущении света и тепла, царящих там; о том, что для радости у них есть тысяча поводов – красота рассвета и заката, новая книга, расцветший и украсивший собой мир цветок, дождь, выпавший снег, улыбка соседа, … Да мало ли поводов для радости?! Их можно найти во всем; главное – как смотреть на мир, что захотеть в нем увидеть – хорошее или плохое.

А жители Негативуса недоумевают:

— Ну, что за радость – рассвет? Ну, рассвело и рассвело; это происходит каждый день, так чему здесь радоваться?

На что гости отвечают:

— Новый рассвет – это всегда неповторимая картина природы, наступление нового дня, который принесет новые поводы для радости; что-то новое, чего не было раньше.

Нет, горожане решительно не понимают: что тут  хорошего? Новый день – это новые или старые печали. Ты обречен на такую жизнь и ничего иного, тем более, хорошего, в твоей жизни быть не может. А если и случается, то ненадолго, и после этого в душе появляется какая-то непонятная тоска было и ушло… Тоже ничего хорошего.

… Я очнулась от воспоминаний и вздрогнула: когда-то я тоже была одной из них. Тогда я тоже думала: «Если все так плохо всю жизнь, разве может быть иначе? Наверное, у меня такая судьба». От этой мысли веяло невыносимой обреченностью, а на душе становилось еще хуже… В этот момент я ощутила, как мгла снова пытается засосать меня обратно… Брр…

861981_8ea0fb863ae22261da2041ad8f4f555d[1]

 

 

 

 

 

 

 

Боже мой, я прожила в этом «болоте» бОльшую часть своей жизни! Ужас! И невдомек мне было, что родилась  я в Негативусе вовсе не для того, чтобы прожить там всю жизнь… Слава Богу, я вырвалась из этих пут!

Однажды я задумалась: получается, что я живу в мире, где все плохо – вокруг меня, во мне самой… И даже если происходит что-то хорошее, я обязательно испорчу это мыслью: «Ну, да, хорошо. Но разве эта капля хорошего может изменить море плохого?». И все снова возвращалось на старую колею.

И тут мне вспомнилась фраза: «Дайте мне точку опоры и я переверну весь мир».

… Точка опоры…. Где она? В чем она?

Я стала размышлять.

pa_007[1]

 

 

 

 

 

 

 

В фантастических романах пишут о мирах и антимирах…. Физики говорят о частицах и античастицах… У нас есть два города – Негативус и Позитивус. Мы живем в мире, где все плохо; наши соседи — в мире, где все хорошо. Для нас плохое – постоянно, хорошее – временно; для них плохое – временно, хорошее – постоянно.

… Хм, так, может быть, в этом точка опоры? На что ты опираешься – на плохое или на хорошее?… И если я сменю точку своей опоры с негатива на позитив, то изменю свой мир?!…

И я решила. Что я теряю? Плохое. Приобретаю хорошее. Есть смысл попробовать.

pa_031[1]

 

 

 

 

 

 

 

С чего начать?

А с чего все началось?

С того, что с детства я постоянно слышала, насколько я плоха: «ты никуда не годишься», «у тебя руки-крюки», «за что ни возьмешься, ничего у тебя не получается», «ай, пусти, опять ты все делаешь неправильно», «какая ты непутевая»…

С того, что родители не замечали моих успехов; не говорили, что любят меня; никогда не исполняли мои просьбы, желания – лишь отмахивались: «Обойдешься»…

Так постепенно я окуналась с головой в ледяную атмосферу, которая проникала в мое сердце, а мысль «Я – никто, меня нет» — в каждую мою клеточку. И, в конце концов, моя душа замерзла. Я погрузилась в забытье, во мрак Невозможности.

Так. Это – было. А что делать теперь? Интересно: я тут же «услышала» привычные голоса моих сограждан: «Да брось, ничего у тебя не выйдет»… Знакомая песня…

Ан нет, дорогие мои, я все-таки попробую: уж очень я наелась негатива, уже из ушей лезет. А вы – как хотите.

Я знала: если и произойдут какие-то перемены, то не сразу. Значит, нужно запастись терпением.

0_c3768_e67b46e4_XXL

 

 

 

 

 

 

 

И я начала действовать.

0_b9e02_a99bb8c5_XXL

 

 

 

 

 

 

 

Во-первых, стала отслеживать свои мысли и заметила: обычно я акцентировала внимание на недостатках, преувеличивая их, и умаляла или вовсе не видела достоинства. И неважно – свои ли, чужие ли. Ох уж, наши особые очки! Да, помню: то же самое родители делали и по отношению ко мне – всегда находили малейшую возможность указать на мои недостатки, на то, что мне не удалось: «Видишь, у тебя опять ничего не вышло! А я тебе говорила!» — так и слышу я голос матери.

Так, значит, нужно менять эту «пластинку».

Поначалу я заставляла себя видеть хорошее. Как же это было трудно! Как хотелось соскользнуть на заезженную дорожку старой песни о негативе! И тогда во мне возникало ощущение, что меня кто-то держит на липких пружинистых нитях паутины и не выпускает: подергаться – можешь, а вырваться – нет.

Но я сопротивлялась изо всех сил.

854032

 

 

 

 

 

 

 

Постепенно я стала замечать разницу: если я отмечала недостатки, то внутри меня тоже как-то погано становилось, несмотря на, признаюсь откровенно, едва заметное злорадное чувство: «А! Недостатки-то не только у меня!». И слово-то какое: злорадство – зло радоваться… Или – радоваться со злом?… Или же – радоваться злу?… Какие полярные понятия – зло и радость, и, поди ж ты, уживаются вместе…

А когда я находила в чем-то хорошее, то и во мне возникали приятные ощущения, словно это хорошее было и во мне…

… С каждым днем я замечала все больше и больше хорошего вокруг и в самой себе. Со временем я увидела, что в моей жизни стало происходить все больше приятных событий, появлялось все больше возможностей. У меня находилось все больше поводов хвалить себя и радоваться своим успехам. Это придавало мне сил и уверенности в собственной ценности.

Во-вторых, почти каждый вечер я приходила на набережную Неверия в Лучшее и наблюдала за жизнью в Позитивусе. А в какой-то момент поняла, что название набережной удручающе и для себя я переименовала ее в набережную Надежды на Лучшее.

198607-480[1]

 

 

 

 

 

 

 

И мне сразу стало легче дышать, как будто с плеч свалился тяжкий груз.

В-третьих, я стала периодически ходить в Позитивус, чтобы понять, как же живут там?

Меня поражала атмосфера, царящая в этом городе: все улыбались друг другу, делились своими радостными новостями и спрашивали: «А что хорошего сегодня у вас?». Казалось, они передавали друг другу позитивную энергию; и даже воздух был пронизан радостью жизни. И эта радость была животворящей.

Так я начала свой Переход.

862321

 

 

 

 

 

 

 

Я стала ходить в Позитивус все чаще и чаще – в Негативусе мне становилось все тягостней: силы куда-то безвозвратно утекали, а жизнь здесь все больше напоминала кладбище. А в Позитивусе энергия во мне, наоборот, прибавлялась.

Однажды я не выдержала и спросила жителей Позитивуса:
— Неужели в вашей жизни все только хорошо? Неужели не происходит ничего плохого?

И они ответили:

— Да, конечно, происходит. Просто мы отдаем дань этому событию: делимся с окружающими и они нам искренне сочувствуют и поддерживают. Или мы идем в Негативус, если необходимо время, чтобы пережить это. Главное – никто за спиной не радуется твоей беде, как это делают в вашем городе.

— А откуда вам известно об этом?

— Когда кто-то из нас идет со своей печалью в Негативус и остается там на некоторое время, поневоле окунается в атмосферу вашего города. И скажем откровенно: после общения с его жителями появляется ощущение чего-то грязного и липкого на теле и сразу хочется отмыться.

«А вы замечали, что в вашем городе не бывает солнца?» – в свою очередь спросили они меня. И я призадумалась. Действительно, если оно изредка появлялось, ему никто не радовался: ой, опять будет жарко. Горожане всегда были всем недовольны. И даже казалось, что солнце старается уйти поскорее и отдать свое тепло тем, кто ему рад. Может быть, еще и потому у жителей Негативуса сердца заледеневшие, что не позволяют отогреть их?

А я отогревала свою душу в Позитивусе: погружалась в тепло отношений и училась радоваться жизни. Так постепенно лед растапливался и я освобождалась от негатива.

И однажды наступил день, когда я сказала себе:

— Я у себя одна-единственная. Только я могу позаботиться о себе так, как хочу. Не нужно ждать любви от тех, кто дать ее не может. Я родилась, значит, у меня есть право жить, и отныне я позволяю себе любить себя. С сегодняшнего дня я буду слушать себя и выполнять свои желания.

Отныне я принимаю себя такой, какая я есть, со всей кучей моих недостатков – ведь они являются продолжением моих достоинств. И это значит, что достоинства у меня есть, просто раньше я их не замечала. Теперь я буду опираться на них.

А еще – теперь я верю в себя. Моя точка опоры – во мне!

В этот момент я дала себе клятву: я выберусь на берег Позитивуса во что бы то ни стало!

И в эту минуту я увидела: я уже стою на середине моста Перехода. Мне оставалось пройти по нему всего несколько шагов…

302595[1]

 

 

 

 

 

 

 

… И вот сейчас я стою на этом берегу реки Разделения и смотрю на Негативус. Я победила! Я вырвалась из твоих цепких липких лап. Это стоило мне великих усилий, но я тебя превозмогла. Я – молодец!

А ведь кто-то навсегда останется в мире, где видит только плохое. Но теперь я знаю: бредущие во мгле могут сами осветить свой путь – ведь я это сделала.

Теперь у меня все иначе.

pa_022[1]

 

 

 

 

 

 

 

Я живу в мире позитива. Моя душа отогрелась и наполнена теплом и радостью. Теперь я вижу сокровища – лучшие стороны моей жизни. Я стала уверенной; у меня есть крылья радости, я парю на них и получаю от жизни удовольствие.

Когда у меня бывают трудные минуты, я помню: у меня есть Я, вместе мы не пропадем. Я знаю – у меня все получилось. Я верю – у меня все получится; у меня все будет хорошо, потому что моя точка опоры – во мне.

… Иногда я прихожу к реке Разделения и смотрю на Негативус. Там, по-прежнему, серая мгла. Медленно бродят люди-тени. Временами кто-то выходит на набережную Неверия в Лучшее или к мосту Перехода и смотрит в нашу сторону. Я посылаю тепло моей души – ведь ему так нужна поддержка: пусть оно поможет растопить лед в его сердце. Может быть, именно он станет тем, кто найдет свою точку опоры и совершит свой Переход …


В качестве иллюстраций к моей сказке я использовала картины художников Александра Костенецкого, Анны Круз, Изабелль Плант, Леонида Ефремова, Майкла Паркинса, Стефани Пуи-Мун Ло, Аткинсона Гримшоу, Валерия Кот.

Автор — Валентина Риторова

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.