Перестаньте сравнивать!

31 Мар

Перестаньте сравнивать!

1396181056-916348-109309

Это случилось в 70-х годах в одной далеко не самой престижной школе Нью-Йорка. Стефан Новицки, рядовой учитель физкультуры, все свободное от работы время посвящал любимому делу — изучению психологии. Он не только изучал эту полезную, с его точки зрения, науку по журналам и книгам, но также активно посещал различные курсы по самосовершенствованию и личностному росту. И вот в один прекрасный день Стефан сказал себе: все, пора применять свои знания на практике! А именно — в работе со своими учениками.

Что же сделал Стефан? Суть его нововведений была такова: если раньше любой ученик соревновался буквально со всеми учениками школы, то теперь он должен был соревноваться… с самим собой.

В каком-то журнале Стефан вычитал, что использование метода конкуренции способствует ускоренному росту мастерства лишь у единиц, в то время как у большинства спортсменов этот рост происходит очень медленно или вообще тормозится. Общий же рост, пусть и не такой быстрый, как при конкуренции, может дать использование метода «внутреннего соревнования», который основывается на стремлении спортсмена улучшить собственные результаты.

И вот в один прекрасный день для всех учеников Стефана стали не важны показатели других — оптимальную оценку он ставил даже самому последнему ученику при условии, что тот «побивал» свой прежний рекорд. И произошло нечто необычное: очень скоро его ученики преобразились. Если раньше они видели в своих товарищах конкурентов и почти врагов, то теперь они стали относиться друг к другу как к членам одной семьи, одной команды. Выросло чувство доверия и взаимоответственности. В сердце каждого из них недоверие и зависть уступили место если не дружбе, то сотрудничеству. Самые быстрые помогали самым медленным, самые ловкие и умелые — самым неловким и неумелым.

Что же из этого получилось, спросите вы? А вот что: подопечные Стефана Новицки на протяжении почти девяти лет подряд — ровно столько, сколько этот необычный тренер работал в школе, — неизменно занимали в межшкольных чемпионатах страны (в разных видах спорта) исключительно первые или призовые места.

Как-то в интервью для местной радиостанции Стефан Новицки объяснил секрет необычайного успеха своих подопечных: «В наших школах, равно как и во всем обществе, главенствует принцип конкуренции. А что такое конкуренция? Это сравнение себя с ближними — кто покрепче, а кто послабее, а затем вытеснение их со своего пути. Эта борьба издали может показаться красивой и необходимой, однако к чему она приводит? К тому, что у нас появляется один чемпион и сотня неудачников. Моя же методика отбрасывает необходимость сравнивать себя с кем-либо и бороться с ним. Все не могут быть чемпионами, но научиться побеждать может каждый. И лучший способ для этого — соревноваться с самим собой, побеждать самого себя. Такой подход не только оберегает самоуважение моих парней, но и воспитывает в них сознание победителя и хозяина своей жизни. Я уверен в одном: какое бы место в соревновании или в жизни они бы ни заняли, они все равно окажутся победителями. Потому что главным призом для них будет не какая-то внешняя награда или оценка, а они сами — их личность, их внутренний рост, их духовная мощь».

«Не сравнивай!» — призывают нас мудрецы всех веков и народов. «Не сравнивай мужа с чужими мужьями — это путь к раздору. Не сравнивай жену с чужими женами — это путь к измене», — говорится в древнеиндийском эпосе. «Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, если не хотите, чтобы его сердце очерствело от зависти или высокомерия», — призывает знаменитый иранский философ и педагог Мирза Хасан Рушди. Против всяких сравнений выступает и Альберт Эйнштейн: «Каждый — гениален. Но если вы будете судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, она всю жизнь проживет с верой в свою глупость».

Можно было бы и дальше перечислять все опасности сравнения. Но давайте остановимся на трех главных из них.

1. Сравнение — это воровство. Мы крадем достоинство у своей жены, сравнивая ее с соседкой или подругой. Крадем индивидуальность своих детей, сравнивая их со сверстниками. Крадем собственную радость, примеряя на себя чужие заслуги, таланты и достоинства. Мы крадем покой и счастье трижды: у себя, у тех, с кем себя сравниваем, и у тех, кого сравниваем.

2. Сравнение — это саморазрушение. Если кто-то другой нам кажется в чем-то лучше или успешнее нас, мы теряем душевный покой — волнуемся, сердимся, начинаем или завидовать, или винить себя в неполноценности и никчемности. Итог: уныние, пессимизм, депрессия, озлобленность и агрессивность, медленное саморазрушение и самоугасание.

3. Сравнение — это остановка в развитии. Если, сравнивая себя с другими, мы видим, что кто-то хуже (беднее, слабее, некрасивее и т.п.) нас, мы усыпляем свою душу ложным утешением. И вместо того, чтобы идти дальше своей дорогой, мы останавливаемся, довольствуясь достигнутым. И перестаем делать усилия. А значит, и перестаем расти.

Вывод: сравнение — это ошибка. Хотите мира и покоя в душе? Тогда перестаньте сравнивать.

Источник: Александр Казакевич

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.