Это вредное слово «Нельзя!»

6 Авг

Это вредное слово «Нельзя!»

2_335

Мы с мужем такие разные – это бросается в глаза. Скажем так –  я выгляжу более радостной, свободной, открытой, раскрепощенной (не путать с распущенностью). Почему?

Стали разбираться.

Он ненавидит слово «нельзя» — оно у него ассоциируется с запретами, углом и ремнем. За что были наказания – не помнит – значит, урок «не вынесен». Кроме одного: «если узнают – будет наказание». Следовательно, делать можно все, только умно, чтобы не узнали (мы часто забываем, что все тайное становится явным).

Почему я так открыто рассказываю?

Потому что это не преступление. Более того – это норма.

Моя сестра такая же. А у мужа сестра – как я. Двое детей в одной семье и такие разные.

В чем причина?

В ВОСПИТАНИИ!

Мы воспитывались в разных ситуациях у разных людей. Я больше с родителями (моя сестра у строгой бабушки, муж — со строгим отцом и мамой (его младшая сестра там же) – в их семье к разнополым детям применялось разное отношение: сестре все было можно, моему мужу нельзя ничего. То есть, мыть посуду и полы, можно. Когда я пришла в их семью – была удивлена: муж регулярно мыл посуду и полы, взрослая девушка (сестра) не делала ничего! Самое интересное, что она не была эгоисткой! И она добра и весела и все крутится вокруг нее, и она умеет радоваться гораздо больше, чем ее старший брат – тот боится сделать «слишком». Он обычно говорит так: «а вдруг….», нельзя так сильно радоваться – сглазите! Вернее, он так говорил – со мною перестал!

Так вот, я не помню слово «нельзя» вообще, начистоМне разрешали все! Я даже сама покупала себе юбки-кофты-игрушки в дошкольном возрасте. А верхнюю одежду и обувь начала покупать лет с 10-ти. Я была примерной девочкой, отличницей и активисткой. Регулярно выступала от школы на различных конкурсах: «А ну-ка девушки» «мы ищем таланты», концерты, спектакли, танцы…

Почему же, не будучи приучена к слову «нельзя», я понимала это «нельзя»?

Да потому, что я же видела, как живут мои родители. Я видела постоянно улыбающуюся маму. Я видела, как отец нас обеспечивает и заботится о семье. Мы вместе с родителями ходили даже на вечерние киносеансы «фильмы только для взрослых». Ну и что? Все равно мы там спали. Зато так весело было «повиснуть-прокатиться» на руках папы и мамы, особенно, когда на пути «лежала» большущая лужа…

Я никогда не видела от моих родителей двуличия и не слышала никаких осуждений в адрес других людей – ни разу не помню. Наверное, это не очень хорошо – мир казался мне доброй сказкой, я верила всем! Бог сберег меня – я не разочаровалась.

А взрослая жизнь меня удивила – я узнала, что можно говорить не то, что думаешь. Можно предать, соврать, подставить, украсть и не испытывать при этом стыда, и даже осуждения общества не будет!

Удивляюсь до сих пор!

Я так рада, что умею удивляться!

Спасибо, мамочка и папочка, что забыли слово «НЕЛЬЗЯ».

Как же воспитывали меня мои родители без «нельзя»?

Если нельзя, значит можно, не так ли? Совершенно верно!

Мои родители, вместо того, чтобы ограничивать — они тратили на меня очень много времени. Они разговаривали со мной о том, как можно сделать лучше, по другому.

Например, ребенок оторвал у куклы ноги и руки и открутил голову (такая ситуация была в 4-е года и у меня и у моего мужа, когда мы были детьми).

 

Родители мужа выпороли его, приговаривая «нельзя-нельзя-НЕЛЬЗЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ – «ДО СИХ ПОР В УШАХ ЗВЕНИТ» — так вспоминает муж. Еще и выпороли и поставили в угол на весь вечер. Он плакал от обиды, что все друзья гуляют. А он… муж, рассказывая, так тяжко вздыхал. Представляете? Взрослый мужчина!

Я спросила его, какой урок он вынес из той обидной для него ситуации? Муж пожал плечами: «Никакой!»

Я: «Тебе его жалко?»

Он ответил: «Кого — его? Себя, что ли?»

Я: «Нет – его: того маленького мальчика в тебе сегодняшнем! Ведь он до сих пор обижен! Давай его отогреем любовью…дадим ему твою защиту…».

В тот день мы с мужем стали по настоящему близки…

 

Что делали мои родители?

Мама и папа посадили меня перед собою и стали разговаривать сократовским методом (я хорошо это помню)

— Танюша, как ты думаешь, Маше больно (так звали куклу)?

— А если бы ты была Машей и тебе сделали больно?

— Что бы ты сделала?

— Тебе бы так  понравилось?

— Человек, сделавший тебе больно – он какой… хороший?

Тогда это было для меня тааааааким уроком! Я даже не помню случая больше, чтобы меня так отчитывали. Мне было стыдно за себя.

 

А потом мои родители сказали гениальные фразы.

Танюша, что ты хотела:

— посмотреть, что там внутри?

— как сделана Маша?

— поиграть в доктора?

Я со стыда кивала головой. Честно, я не помню на самом деле, что же я хотела, откручивая конечности у куклы.

Я думаю, родителям стало меня жалко. Мне же тогда было жалко куклу. Я, наверное, смогла представить себя на ее месте!

Мои родители продолжали.

— Давай-ка посмотрим, Танюша, как можно сделать по-другому, по-хорошему, чтобы Маша осталась цела.

Допустим, ты захотела поиграть в доктора. Помнишь, что делал доктор в кабинете с тобой? Мы купим тебе аптечку – в ней есть все докторские предметы-игрушки. И ты сможешь лечить свою Машу. Сейчас мы твою Машу все вместе починим, и она будет,  как новенькая! Сейчас уже можно  ее лечить. И лечить так, чтобы ей не было больно, договорились?

А если ты захотела узнать, из чего сделана Маша — тогда можно спросить все у папы – сказала моя мудрая и добрая мама. Он расскажет тебе, из чего делаются куклы. Хорошо?

Когда ты подрастешь – ты сама сможешь многое узнать и прочитать в книгах. Ну что, будем продолжать учить буквы?

 

Таким образом, родители использовали эту стрессовую ситуацию с выгодой – они замотивировали меня на учебу! В результате, я пошла в школу, бегло читая и понимая немецкий язык (папа в четыре года уже стал обучать нас немецкому языку).

В тот день я спала спокойно. Мне кажется, именно тогда я стала отдавать отчет своим поступкам и поняла, что за свои поступки надо отвечать. А главное — я впервые задумалась, как мои действия влияют на «окружающий мир».

Мне нравится так думать и я верю в важность того урока.

В щекотливых ситуациях принятия решения – всю мою сознательную взрослую жизнь в голове возникал образ той детской ситуации и тогда я уже не сомневалась в своем выборе!

Именно в тот день я поняла важность слова «Можно».

А мой муж до сих пор вздрагивает при слове «нельзя», и еще хуже —  уже став взрослым и не зависимым от своих родителей он продолжает волю и наказы своего семейного рода -теперь  он  сам себя ограничивает!

 

Так что решать Вам, — применять ли при воспитании детей — слово «нельзя».

«Нельзя» ограничивает, понижает самооценку, делает человека ригидным, он все видит через призму «можно-нельзя», лишая себя множества разнообразных оттенков и выборов.

А самое вредное – не раскрывает понятия «почему нельзя» (нельзя и все!»).

Непонятые ограничения и запреты ведут к вседозволенности: с одним условием – можно все, лишь бы не узнали… В такой ситуации могут быть не сформированы ценности.

 

Или слово «можно».

«Можно» – означает свободу. Расширение возможностей выбора, силу духа, достоинство, веру в себя и внешний мир.

А самое полезное — это то, что: когда можно, то хочется делать хорошо, и не надо прятаться и скрывать. Себя ведь не обманешь. А если обманешь, то муки совести несравнимы с осуждением людей.

Читателям может показаться, что я себя восхваляю… Ваше право.

А я очень рада, что не знала слова «НЕЛЬЗЯ»!

 

Автор Силаева Татьяна Николаевна

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.