Записки плохой девчонки. Запись вторая. О несправедливости

25 Янв

Вот скажите: где обитает хваленая справедливость? Вы ее встречали? Может, адресок подскажете? Хоть одним глазком бы на нее посмотреть.

Нет! Не только посмотреть, но и высказать все, что о ней, нахалке, думаю. И не возражайте: нахалке, другого слова к ней не подберешь. Звезда, понимаешь: хочу — появляюсь, не хочу — и глаз не кажу.

Из-за нее во мне все кипит от возмущения. Хорошо, что дневник всегда под рукой, можно выговориться.

Может кто-нибудь объяснить, почему справедливость совершенно несправедливая?

Про нее говорят – субъективна. Например, для одного изменение в графике является справедливым, тогда для другого? А для него то же самое поворачивается попой. Я и спрашиваю: почему?! Потому что первому такой график выгоден? Или он пользуется правом сильного, правом близости к раздающему блага? Тогда выходит, первый получает бонус за счет второго? И где тогда, спрашивается, справедливость?

Эх, встретиться бы с ней с глазу на глаз, душу из нее выколотила бы, как из ковра — пусть объясняется!

А вместо этого сейчас я колочу ни в чем неповинную подушку – надо же как-то стресс снять.

Почему у меня загорелась эта тема? Так наступила я на эту кнопку. А та обрадовалась и впилась в пятку своим ядовитым шипом.

Занялась я недавно совсем новым делом — живописью жидким акрилом. Курс замечательный, препод объясняет и показывает подробно и понятно. Я задания выполняю старательно. Сами понимаете — делаю первые шаги: разбираюсь, что за краски такие, какие у них свойства, как ими работать. Пробы делаю. Ой, Господи, что-то даже получилось! А в следующей пробе рука дрогнула, и краска поехала не туда. Дальнейшие попытки исправить, конечно же, приводят к краху. Черт, все загублено.

Без сомнения, неудача огорчает до невозможности, хотя руки не опускаются.

Делаю новую попытку. Но краска, зараза такая, живет по своим правилам. Издевается, что ли?

Ладно, успокаиваю себя: ты только начинаешь, ошибки неизбежны. Помнишь, как в первом классе писать буковки не умела? На велосипеде не сразу поехала. Научилась же. И с этим справишься. С новым делом всегда так: сначала корявые попытки, потом все легче и глаже. 

Вроде бы привела себя в состояние равновесия, можно возвращаться к новым пробам. Пытаюсь дальше спокойно продолжить попытки управлять неуправляемым процессом. Как же! Не тут-то было. 

Потому что в чате группы появляется куратор и сердито вопрошает: где в моей картинке центр композиции? Прям как Иван Грозный. Хотя и женщина.

Прочитав ее вопрос, я аж вздрагиваю, словно меня к стенке прижали и дулом пистолета в лоб тыкают: мол, за несоблюдение этого правила существует один приговор — расстрел на месте, без обсуждения и права оправдаться.

С вами такое бывало? Нет?! Счастливчики. Но, думаю, собратья и сосёстры (а есть такое слово, или это мое изобретение?) по несчастью найдутся.

Потому что я вообще не понимаю, что за пенек вырос посреди цветника – какой-то центр композиции. Я же не в художественной школе, где в меня заложили основы живописи. Я вообще впервые взяла в руки эти краски и только знакомлюсь с их особенностями. А куратор после первого (!) занятия требует знаний и умений, которые вряд ли дают в начале обучения даже в художке.

А тон какой!

Даже сквозь текст в чате вижу, как она, художник по образованию, встает рядом, тычет в мой несчастный холстик (по-моему, и он дрожит от испуга) и свысока вопрошает про какой-то таинственный центр композиции. Вспоминаются фильмы про времена: тетка в длинном платье, с прической девятнадцатого века, кукишем на затылке, выпучила круглые злые глаза и за допущенную ошибку бьет указкой по пальцам.

Не знаю, может быть, куратор и хороший художник, но как педагог – точно никакой. Можно же было терпеливо (а это – одно из необходимых профессиональных качеств учителя!) спросить, например: «Я не вижу здесь центра композиции. Вы успели ознакомиться с этим уроком?». Хотя я недоумеваю: о чем препод думает? Что после первого урока я знаю художественную грамоту на уровне художника? Слов приличных не хватает.

Есть такой сорт преподавателей, которые знают свой предмет, но доходчиво объяснить ученикам не могут. Они чувствуют себя на недосягаемой высоте, с которой смотрят на недоучек первоклассников или первокурсников и вещают, не понимая, что ученик находится на другом — нулевом уровне. И это учитель должен спуститься до уровня ученика и объяснять постепенно и просто, вести за собой шаг за шагом. Потому что слово «учитель» происходит от глагола «учить».

Но нет, это – не для них: пусть дебилы-ученики сами добираются до их Олимпа; ведь преподы в свое время добрались, они уже тут.

А, может, это учитель объяснил так, что ученики его не поняли?

А задумывались ли эти недопедагоги: есть ли смысл у ученика первого класса спрашивать знание формул физики или геометрии, которые проходят в девятом классе?

Так и хочется подобным «учителям» указать на дверь: не своим делом занимаетесь! Потому-то и судят работу учителя по знаниям учеников — недаром успешность школы определяют дальнейшими успехами ее выпускников. И, говоря о знаменитости, вспоминают школу, в которой он учился. Потому что в ней закладываются основы знаний.

Если ты не можешь спуститься с Олимпа, зачем идешь в эту профессию? Для тебя ученики — широкое поле для повышения самооценки? Унизил одного, другого, глядишь, и день не зря прошел? 

А не знаешь ты, что самооценка — хитрая штука: она живет не в ученике, не в окружении, а в тебе. Сегодня ты ее поднял, втоптав других в грязь; а завтра оказывается, что твоя кочка зрения почему-то утопла в болоте комплекса неполноценности и из него нужно выбираться снова и снова. И так каждый день — борьба с собой за счет других. А самолюбие, по-прежнему, не удовлетворено и продолжает смеяться над тобой.

Ладно, если бы случай с куратором группы был единичным. Но я со школы помню таких педагогов.

В девятом классе пришли к нам стажёры — будущие учителя по черчению. Яркое впечатление оставили: соревновались друг с другом – кто будет более строгим преподавателем. Тоже мне – нашли поле для сражений!

Помню, как старательно я чертила рейсфедером на ватмане чертеж. Что это такое, нынешним поколениям, родившимся с планшетами в руках не понять. Чего мне это стоило, знаю только я! Целый вечер потратила, но так и не поняла – правильно ли.

Один из них работу не принял, отшвырнул лист: переделать!

Ладно, думаю, все-таки чего-то не поняла. Попросила у отличницы ее чертеж, целый вечер старалась выполнить все условия: эту линию начертить в один миллиметр, поперечную линию — в два миллиметра, третью ещё как-то, уже не помню. Тем, кто не из того времени, предлагаю попробовать: найти в интернете чертеж какой-нибудь конструкции и начертить его на бумаге вручную, чернилами и хотя бы перьями линии разной толщины. Ну как, лихо? А получилось?

Знаете, какую оценку он поставил? «Кол»!

Нет, я понимаю, если бы такой балл он поставил за то, что я вообще ничего не сделала, или дерзила ему. Но я выполнила задание, как смогла. Не проигнорировала, не пропустила по глупости, не забыла сделать. Пусть плохо, но не на «кол» же! Пусть на слабейшую «тройку» — все-таки старалась. Но нет: здесь он – бог и может казнить.

И где, скажите, застряла справедливость? Что ж ты прячешься по углам, в тенечке хоронишься?

В общем, меня взбесила несправедливость.

Спрашиваю:

— За что «кол»?

Думаете, объяснил? 

Нет! Ухмыльнулся и с чрезвычайно довольным видом заявил:

— «Кол» и все.

Нормально? И это – учитель, задача которого – научить или объяснить, что не так и как надо было.

И теперь вопрос: чему меня научил такой учитель? Правильно: ни-че-му. Потому что не учитель он. Оба только гадкую память о себе оставили. Да, власть упоительна.

Но бумеранг запущен. Наступает вторая фаза. Как это называется у человечества – борьба за справедливость? Отстаивание прав и свобод?

Вспоминая этот эпизод сейчас, так захотелось взять линейку и стукнуть этого индюка по башке!

Даже увидела эту картинку в замедленном темпе: беру линейку, щелчок … и из его лба вытекает струйка крови. А потом – мозги. Потому что они ему не нужны — им управляет высокомерие, замешанное на говнистом комплексе неполноценности.

И сколько таких учителей с нерешенными психологическими проблемами шарахаются по школам и издеваются над учениками? И судят, оценки ставят, считая их справедливыми.

Мне кажется, их долбает дятел непризнанной нереализованности. Не своим делом занимаются, отсюда спрятанная в глубине души нераспознанная ущербность. А что с ней делать, не знают.

А, может, надо себя спросить – в свою ли профессию пришел? Недаром древний грек Платон считал: справедливо то общество, в котором каждый человек занимается тем, что ему дано от природы. Поэтому такие люди получают удовольствие от своего дела, и им нет нужды поднимать самооценку за счет других.

Еще один пример недавно знакомая рассказала: пошла устраиваться на новую работу. Руководитель показал новичкам пятьдесят (!) слайдов — как надо ее выполнять. Все, говорит, приступайте.

Он это серьезно? А как? С какого конца? Кто-нибудь из новеньких смог запомнить весь процесс после одного просмотра? Но таких преподов это не волнует – они же это уже знают, делали сто раз.

У меня вопрос: он — дебил? Он сам смог бы понять незнакомую работу после разового просмотра пятидесяти слайдов?!

Так и хочется сказать таким учителям: каждая пипетка мечтает стать клизмой.

Кстати, проходной балл по черчению я все же получила: классный руководитель убедила стажера, что он делает что-то не так; кажется, употребила слово «непедагогично». Так это слово и не про них: их цель была – помериться между собой боями гладиаторов, где гладиаторы – ученики школы. Точно: не учителя – пипетки.

Но тут всплывает фраза – справедливость восторжествовала.

Хм, это когда потерпевшая сторона получает компенсацию, так что ли? А что – сразу сделать баланс ума не хватает? Нужно, чтобы сначала кто-то помучился, пострадал; потом поднял вилы, чтобы вырвать справедливость? И в памяти сразу всплывает история человечества – войны, революции, завоевания, поражения, переделы …

И тогда следующий вопрос: мир устроен с перекосами? Когда кто-то чего-либо хочет получить за чужой счет? А позже бумеранг прилетает и хлоп ему по голове. И тогда он вопит о несправедливости – обидели, мол, его понапрасну. И так маятник несправедливости «получил-отобрали» будет качаться вечно?

Запуталась я.

Или хочу чего-то несбыточного, идеального? А значит – невозможного? Потому что закон гармонии, заложенный в природе, среди людей не работает? Работает только как закон сохранения энергии: если где-то убыло, значит, где-то прибыло? Может быть, поэтому всё равно за свои деяния все платят – кто деньгами, кто любовью, кто счастьем, кто жизнью?

И вспомнилась мне даосская притча.

«Не давая места мыслям ни о чине, ни о жаловании, Боли Си кормил буйволов, и буйволы жирели. Поэтому, забыв о том, что он только презренный раб, цинский царь Мугун вручил ему управление царством».

© 2023. Риторова В. Все права защищены

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.